Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ должен оценивать реальные результаты, а не формальные усилия региональных властей. Наличие в регионе институтов для бизнеса и утвержденной стратегии не говорит об эффективности работы по созданию комфортных условий для предпринимателей. Такую позицию озвучили эксперты на ежегодной конференции Агентства стратегических инициатив (АСИ) и информационного агентства ТАСС «100 шагов к благоприятному инвестклимату», которая состоялась в Москве 11 декабря.
Директор по региональным проектам Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Александр Малах отметил, что благодаря внедрению национального рейтинга все губернаторы создали корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций, выделили на них бюджеты и утвердили стратегии развития.
«Удивило, что качество стратегий почти во всех регионах исключительно низкое. Приблизительно это выглядело так: был выделен бюджет, и какой-то доцент университета, в одном случае я даже знаю – за 20 миллионов рублей - эту стратегию написал, закрыв госдоговор, и это совершенно не действенный документ. По нему мало что можно сделать, тем более привлечь инвестора. Ничего не может быть более показательным, чем количество инвестиций, пришедших в регион», - заявил Александр Малах.
По его словам, утвержденные инвестиционные стратегии мало чем отличаются друг от друга.
«Все предлагают приблизительно одно и то же, никакого нет конкурентного позиционирования, конкурентного потребительского предложения инвестору. Хотелось бы, чтобы эти стратегии подразумевали более четкую проработку рынков, которые создаются для будущих инвесторов. И в этой части организаторам рейтинга нужно серьезно задуматься, как померить качество этой стратегии и ее исполнимость, чтобы этот документ не оставался книжкой, а превращался в программу действий», - пояснил Александр Малах.
Еще одна проблема связана с тем, что стратегия не используется в качестве механизма межрегиональных коммуникаций, а является аналогом материалов «для служебного пользования». «Получается так, что два региона строят технопарки через дорогу друг от друга. Совершенно нет никакой координации этих стратегий», - пояснил представитель РФПИ.
Авторам национального рейтинга пора переходить от оценки факта (например, наличие совета по инвестициям или количество заседаний) к анализу эффективности работы региональных команд, считает вице-президент, управляющий директор Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Мария Глухова.
«Мы понимаем, что к оценке эффекта переходить непросто, но для бизнеса это намного важнее. Одно заседание совета по инвестициям, на котором приняты действительно важные для бизнеса решения, гораздо важнее формального, ежемесячного, помпезного заседания совета вроде «сели, обсудили, ни о чем не договорились и разошлись». А формально такой регион в рейтинге может выглядеть даже получше», - сообщила Мария Глухова.
Она предложила расширить перечень показателей оценки инвестклимата в регионе. В частности, проанализировать условия для развития технологических компаний.
«Есть ощущение, что наш рейтинг заточен больше под традиционный бизнес, и он не всегда четко ловит те барьеры, которые есть у современного, высокотехнологичного бизнеса. Речь идет не о том, чтобы включать большое количество показателей или даже целый раздел, как это было с МСП, но здесь можно хотя бы попробовать дополнительно обсудить это с высокотехнологичным бизнесом, какие для них параметры наиболее важны, и для начала хотя бы построить дополнительный подрейтинг», - сказала Мария Глухова.
Новым направлением национального рейтинга, по ее словам, может стать эффективность мер, стимулирующих инвестиционную активность.
«Это блок, который нас волнует давно и упорно. Не факт, что мы найдем поддержку регионов, здесь как раз надо искать компромиссы. Вопрос, связанный с эффективностью льгот, в том числе налоговых, которые сейчас предоставляются в регионах. Сейчас в налоговом кодексе все больше применяется принцип двух ключей, когда налоговые льготы и стимулирующие инвестиции используются только если в регионе принята соответствующая нормативка. Где-то часть регионов-локомотивов это использует, например, как специнвестконтракты, где-то эта мера практически не востребована, как, например, инвестиционный налоговый вычет. А вот для бизнеса наличие льгот, стимулирующих именно инвестиционную активность, это часто критичная история при принятии решения о том, куда заходить, в какой регион», - пояснила Мария Глухова.